Бизнес всегда оказывается под пристальным вниманием контролирующих органов. Однако, никого и никогда не заботят затраты, тяжкий труд, риски и репутация созданных компаний. Напротив, каждый проявляет заинтересованность относительно информации о налоговых обязательствах, полученных разрешениях(лицензиях), согласовании проектов, количественном штате субъекта хозяйствования и сведениях по контрагентам. В связи с этим предприятия достаточно часто поддаются необоснованному вмешательству в свою хозяйственную деятельность или даже ощущают давление со стороны правоохранителей. При таком раскладе, как правило имеет место один из двух возможных вариантов решения возникшей ситуации. Первый – это компромисс. Вторым является защита, особенно в случае, если существует полная убеждённость в произволе выше указанных действий.
Тем временем нередко доставляют проблемы и недобросовестные конкуренты, которые при наличии «определённых связей», для достижения своих меркантильных интересов, среди прочего, использует пробелы в законодательстве. При этом, ярким образцом такого бесчестного поведения есть инициализация уголовного производства. В частности, как усматривается в части 1 статьи 214 Уголовного процессуального кодекса Украины, следователь, прокурор не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований, а также начать расследование. Исходя из содержания данного положения следует, что любое юридически осведомлённое и одновременно заинтересованное лицо, но с вредными намерениями, имея за цель запугивание или распространение ложных сведений о хозяйствующем субъекте или отталкивая от него потенциальных клиентов, может инициировать проведение проверки его финансово-хозяйственной деятельности, а инструментом для этого послужит уголовное производство. Причём, орган досудебного расследования не вправе заявление о совершенном уголовном правонарушении оставить без рассмотрения или отказать в её принятии.
В дальнейшем, на втором этапе, иными неприятностями с которыми придётся столкнуться юридическому лицу будет обыск, наложении ареста на имущество, в том числе расчётные счета и внеплановая налоговая проверка.
Так, согласно статьям 172, 234 Уголовного процессуального кодекса Украины, арест имущества или обыск проводится на основании решения следственного судьи. Для этого, с соответствующим ходатайством в суд обращается следователь или прокурор в рамках досудебного расследования уголовного производства. Вместе с этим, ходатайство должно быть дополнено материалами, которыми следователь, прокурор обосновывает свои доводы. Таким макаром, в случае отсутствия указанных материалов или их недостаточности для принятия соответствующего решения, следственный судья обязан отказать в удовлетворении ходатайства следователя.
Тем не менее, на практике следственные судьи чаще доверяют голословности следователя, прокурора в этих вопросах и, к сожалению, в основном обращают внимание на статус инициатора ходатайства, особенно таких, как Офис Генерального прокурора, Государственное бюро расследований, Национальное антикоррупционное бюро, Служба безопасности Украины, несправедливо считая, что последние не могут ошибаться. В результате принимаются сомнительные решения с точки зрения их законности и обоснованности, либо же вообще следственные судьи фактически выходят за пределы своих полномочий, принимая решения, которые не предусмотрены действующим Уголовным процессуальным кодексом Украины, например, о проведении ревизии или скажем назначении внеплановой налоговой проверке в рамках уголовного производства.
Таким образом, в сравнении например с требованиями статьи 78 Налогового кодекса Украины, где предусмотрены прямые основания для проведения внеплановой документальной проверки или предписаниями статьи 16 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», в которой содержится ряд оснований для аннулирования лицензии, сам факт существования уголовного производства может послужить толчком для проведения соответствующего инспектирования деятельности предприятия, а в дальнейшем даже приостановления действия свидетельства, разрешения, и прочее.
- Консультирования по вопросам гражданского, трудового, налогового, уголовного законодательства Украины.
- Составления и анализа договоров.
- Сопровождения во время переговорных процессов.
- Проверки контрагентов.
- Претензионной работы. Оформления исковых заявлений, отзывов, пояснений.
- Представительства интересов Компании в органах государственной власти.
- Обжалования решений контролирующих и правоохранительных органов.
- Отправки адвокатских запросов для сбора необходимой информации.
- Формирования обоснованных ответов на входящие письма, требования.
- Превентивных мер безопасности.
- Срочного выезда на место проведения проверок контролирующих органов, в том числе во время выемки и обыска.
- Предоставления правовой поддержки сотруднику предприятия во время следственных действий.
- Защиты интересов Компании в уголовных производствах.
- Защиты интересов должностных лиц на стадии досудебного расследования, а также во время судебного рассмотрения уголовного производства.
- Противодействия процессуальным диверсиям.
Следует заметить, приведённый перечень не есть исчерпывающим. Каждый клиент, каждая ситуация и каждое дело являются по своему уникальными, требуя творческого мышления, комплексного подхода и взвешенных решений.
Рад буду помочь,Адвокат Стрелец Юрий
Защита бизнеса